Высшей конституционной ценностью в Российской Федерации является человек, его и права и свободы. Международно-правовые акты в области трудовых отношений исходят из понимания необходимости дополнительного гарантирования трудовых прав наемного работника как слабой стороны правоотношений в сфере труда. Эффективная организация труда, позитивно влияющая на экономическую систему государства, невозможна без отлаженного правового механизма защиты прав и законных интересов субъектов трудового права.
Институт судебной защиты трудовых прав в современных условиях нуждается в дальнейшем совершенствовании, и осуществляться эти изменения должны с учетом основополагающих документов ООН, регламентирующих цели устойчивого развития (ЦУР) в эпоху антропоцена.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Статус, согласно словарю русского языка, — совокупность прав и обязанностей гражданина или юридического лица [1, с. 792]. Следовательно, уголовно-процессуальный статус — это совокупность прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства, прописанных и закрепленных в УПК РФ. Раздел II УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства» подтверждает именно такое понимание статуса, поскольку в нормах, включенных в этот раздел, детально регламентируются права и обязанности тех субъектов, которые признаются участниками уголовного судопроизводства. Когда же обращаешься к законодательно закрепленному порядку действий на стадии возбуждения уголовного дела, в этом приходится усомниться. Сомнения связаны, прежде всего, с этапом проверки сообщения о преступлении.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет как теоретическое, так и прикладное значение, ведь суд обязан учитывать личностные характеристики подсудимого, чтобы избрать справедливое наказание. Игнорирование личностных особенностей ведет к формализму в судебных решениях, подрывает основы индивидуализации назначения наказания. Современная наука, посвященная анализу личности преступника указывает на значительный набор признаков, характеризующих преступника как личность. Так, в качестве обособленных классификационных групп таких признаков выделяются:
1) социологические: пол, возраст, род занятий, семейное положение, количество находящихся на иждивении лиц и др.;
2) юридические: вид совершенного преступления, наличие судимости, характер и размер причиненного преступлением вреда, форма вины при совершении преступления и др.;
3) медико-биологические: общее состояние здоровья, наличие патологий, временных и хронических заболеваний;
4) нравственно-психологические (характеризуют особенности формирования решения о совершении преступления) и др.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Динамика преступности в Российской Федерации в последние годы отражает некоторую стабилизацию социально-экономических и политических процессов. Анализ статистических сведений о состоянии преступности за 2021 год свидетельствует о снижении общего количества зарегистрированных криминальных деяний (на 1,9% по сравнению с 2020 годом ).
На сегодняшний день в уголовной статистике МВД России не предусмотрен специальный раздел, рассматривающий неосторожную преступность отдельно. Традиционно этому виду преступности уделяется меньше внимания, ведь принято считать, что удельный вес неосторожных преступлений весьма невысок в сравнении с общим числом совершенных преступлений, — всего 10–15%, поэтому признается наименее опасным. С другой стороны, действительный вред от неосторожных и легкомысленных поступков чаще всего является очень высоким, а в условиях современных реалий продолжает возрастать.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Название данной статьи сформулировано именно таким образом не случайно. Когда с высоких трибун прозвучали предложения о введении в отечественный уголовный процесс института следственных судей (сама по себе идея введения данного института не нова), некоторые правоведы констатировали факт его возрождения [1]. Однако так считать неправильно, так как в Российской империи в уставе уголовного судопроизводства существовала фигура судебного следователя, а не следственного судьи. При этом, как представляется, институт следственных судей (по крайней мере, в ближайшей перспективе) не будет введен, что подтверждается высказыванием Президента РФ о том, что данный институт — не панацея от проблем [2]. В то же время актуальность изучения возможности его применения в уголовном судопроизводстве сохраняется, поскольку по-прежнему продолжаются дискуссии о путях реформирования стадии предварительного расследования.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Как показывает международная практика, исследование вопросов виктимизации населения позволяет выявить реальные масштабы преступности, ее латентную часть; проанализировать текущее состояние криминальной ситуации; выработать адекватные меры для борьбы с преступностью и оказать противодействие уголовной виктимизации населения.
МВД России ежегодно регистрирует более 2 млн потерпевших при аналогичных показателях регистрации преступлений [1]. В докладе Генерального прокурора России в 2021 г. отмечалось, что количество совершенных преступлений в 1,5 раза превышает зарегистрированные преступления [2], а это означает, что потерпевших значительно больше, но, если к этим данным присовокупить различные аферы в банковской, строительной, потребительской сферах, то потерпевшими могут оказаться десятки миллионов граждан.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Как известно, в январе 2017 года Верховным Судом РФ в Госдуму РФ вносился проект закона о введении в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство понятия уголовного проступка [1]. Однако этот проект был снят с рассмотрения в связи с отрицательным отзывом на него Правительства РФ [2]. Верховный Суд РФ, тем не менее, в октябре 2020 г. вновь внес на рассмотрение Госдумы РФ новый вариант аналогичного законопроекта [3]. Его основные положения приведены ниже.
Первое — предлагается изменить существующую категоризацию преступлений и ввести в неё «подкатегорию» уголовных проступков, к которым отнести:
а) впервые совершенные преступления небольшой тяжести, не предусматривающие наказания в виде лишения свободы (за исключением небольшого круга отдельно выделяемых преступлений);
б) впервые совершенные преступления небольшой или средней тяжести, посягающие на собственность или отношения в сфере экономической деятельности (приводится перечень конкретных преступлений, предусмотренных 28 статьями УК РФ).
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Предупреждение преступности включает в себя комплекс любых действий, которые способствуют снижению уровня преступности и его масштабов как негативного социального явления. Такие действия осуществляются всеми субъектами социально-политической системы государства, которые тем или иным образом могут оказать превентивное нивелирующее воздействие на преступность, — политиками, правоохранительными органами, судебной системой, социальными службами, системой образования, структурами гражданского общества, хозяйствующими субъектами, научной общественностью, представителями социума — лидерами общественного мнения, при обязательной поддержке СМИ. Очевидно — указанные предупредительные меры должны учитывать ограничения, налагаемые необходимостью соблюдения гражданских прав и свобод.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
В последнее время сфера применения судебной экспертизы расширяется. При этом вопросы проведения судебной экспертизы традиционно рассматриваются в межотраслевом аспекте. Тем большую важность приобретает значение правового регулирования судебно-экспертной деятельности вне зависимости от специфики процессуальных отраслей.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» действует с мая 2001 года, при этом в него неоднократно вносились изменения в соответствии с редактированием процессуального законодательства.
По инициативе ряда ученых и экспертов‑практиков в Государственную Думу в 2013 году был внесен законопроект № 306504–6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» . Предложения по изменению действующего законодательства касались реорганизации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации с целью стабилизации правового положения государственного судебного эксперта, путем обеспечения организационных гарантий принципа независимости. Значительное внимание в законопроекте уделено валидации (апробации) судебно-экспертных методик, аккредитации судебно-экспертных учреждений и организации контроля над деятельностью негосударственных судебных экспертов.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Итальянский юрист Энрико Ферри (1856–1929) в свое время метко подметил, что уголовный закон пишется для негодяев, а уголовно-процессуальный — для честных людей. Современные процессуалисты также обращают внимание на тот факт, что нормативная регламентация Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации рассчитана, скорее, на добросовестного правоприменителя. «По сути, — делает вывод А. А. Тарасов, — справедливость данного подхода не вызывает сомнений, так как позитивно направленная деятельность любого должностного лица и представителя власти совершенно немыслима без кредита общественного доверия, выдаваемого одновременно с назначением на должность. Сложно представить себе уголовно-процессуальный закон, уже изначально сориентированный, к примеру, на следователя, эксперта или судью — взяточников» [1].
В то же время имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что среди правоприменителей немало таких лиц, которые не прочь воспользоваться своим служебным положением, то есть пойти на совершение коррупционных действий.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Высокий уровень преступности среди несовершеннолетних по-прежнему остается острой проблемой для российского общества. Это свидетельствует о том, что меры, предпринимаемые в целях предупреждения данного вида преступности, являются недостаточными. Полагаем, что в этой связи представляется актуальным обращение к опыту других стран в сфере законодательного регулирования профилактики преступности среди несовершеннолетних. Безусловно, при изучении зарубежной практики следует учитывать исторически сложившиеся культурно-исторические и социально-политические особенности тех или иных государств, повлиявшие на установление определенной правотворческой и правоприменительной традиции.
В Российской Федерации в настоящее время базовым законом, отражающим концепцию правотворческой политики государства по отношению к преступности в среде несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1], который, несмотря на наличие в нём множества эффективных положений и норм, всё же направлен в основном на непосредственное предупреждение подростковой преступности, а также на предупреждение ее рецидива, что, по мнению некоторых правоведов, можно считать отчасти недостатком данного закона [2, с. 68]. Сравнительно мало внимания уделяется законодателем вопросу ранней профилактики преступности в среде несовершеннолетних — купированию форм девиантного поведения. Удельный вес таких мер в общем массиве предупредительных мероприятий, предусмотренных законом, незначителен. Помимо этого, данные меры направлены по большей части на несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в то время как предрасположенность к преступному поведению имеет место и в других социальных стратах.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Повсеместное внедрение инновационных технологий, интенсивное развитие ИТ-сферы к настоящему времени обусловили зависимость общества от цифровой инфраструктуры. Это касается и общемировой повестки дня, и внутрироссийской. Помимо положительных итогов всеобъемлющей цифровизации, актуализируется проблема информационной преступности, рост уровня которой наблюдается в последние годы. Такие преступления, очевидно, являются угрозой безопасности всего общества и затрагивают различные сферы социальной жизни.
Как известно, одним из самых острых вызовов общественной и политической стабильности, признанным таковым на международном уровне, является терроризм. В современном мире он приобрел глобальные масштабы и существует в разных формах. Возможности ИТ-технологий также взяты на вооружение современными террористами. В этой связи остро встает вопрос о достоверности и защищенности получаемой и передаваемой информации, а также о несанкционированном (в том числе противозаконном) доступе к ней третьих лиц.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Ежегодно Молодежный союз юристов Российской Федерации совместно со справочно-правовой системой «КонсультантПлюс» проводит Всероссийскую студенческую юридическую олимпиаду, в которой принимают участие самые одаренные студенты вузов. Олимпиада направлена на повышение качества юридического образования, активизацию интереса студентов к будущей профессии, совершенствование учебного процесса и популяризацию студенческих конкурсов в сфере права.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Нынешний год, как известно, — юбилейный для российской прокуратуры. Оценивая эволюцию прокурорского надзора, — этого в высшей степени значимого элемента государственной системы — следует учитывать, что анализ истории отечественной прокуратуры позволяет не только проследить собственно формирование и развитие аппарата органов надзора в историческом контексте, но также помогает обнаружить закономерности развития государства и права (и даже отдельных правовых институтов) в целом.
Исторические вехи такого масштаба, как 300‑летие прокуратуры, неизбежно находят выражение в подходах к подаче учебного материала в образовательных учреждениях юридического профиля. В частности, в Сочинском филиале Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), о котором пойдет речь в данном очерке, решили использовать юбилейное событие как повод углубить знания студентов о прокуратуре и прокурорском надзоре, опираясь при этом на разнообразные формы не только учебной, но и внеаудиторной работы.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
Программа круглого стола предусматривала две части: обсуждение трудов В. В. Лунеева и выступления студентов с обзором отдельных научных публикаций Виктора Васильевича.
Сообщение, посвященное труду именитого ученого «О криминализации экономических преступлений предпринимателей» подготовил заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России), к. ю. н., доцент С. Г. Пильников. Работу Лунеева «Наука криминального цикла и криминологические реалии» осветила в своем выступлении к. ю. н., доцент Е. А. Димитрова. «Обвинительное заключение о международных и внутренних преступлениях политического руководства США (от Д. Кеннеди до Д. Буша-старшего)» подробно разобрал к. ю. н., доцент А. Н. Ратьков. Оценку значимости исследования «О криминолого-аналитическом и системном подходе к законотворчеству» дала старший преподаватель кафедры О. И. Задаянная.
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»
9 июня 2022 г. исполнилось 90 лет известнейшему отечественному правоведу, доктору юридических наук, профессору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, просветителю Михаилу Матвеевичу Бабаеву. Его перу принадлежит около 200 научных работ, в том числе восемь монографий и учебных пособий, опубликованных на Родине и за рубежом (в Италии, США, ЮАР, Венгрии). Под его руководством была сформирована научная школа «Демография и преступность, социальные последствия преступности, криминологическая безопасность, молодежная преступность».
Продолжение статьи – см. в pdf-версии номера, в разделе «Архив»